Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297 утверждена государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (далее - Программа), в которой предусмотрены мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования с учетом следующих показателей:
№ п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица изменения |
Значения показателей |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||
1 |
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общей численности детей-инвалидов данного возраста |
% |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
2 |
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, от общей численности детей-инвалидов школьного возраста |
% |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
3 |
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста |
% |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
4 |
доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования |
% |
13,3 |
14,7 |
16,1 |
17,4 |
18,7 |
ед. |
1555 |
1719 |
1883 |
2035 |
2187 |
||
5 |
доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций |
% |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
ед. |
6612 |
7025 |
7438 |
7851 |
8264 |
||
6 |
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций |
% |
21,4 |
22,3 |
23,2 |
24,1 |
25 |
В 2016 году средства федеральной субсидии могут быть направлены на создание в дошкольных, общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования необходимых условий для образования детей-инвалидов, а именно:
- создание архитектурной доступности, которое включает устройство пандусов, расширение дверных проемов, замену напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, установку перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных и актовых залов, столовых, библиотек, учебных кабинетов, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей инвалидов, установка подъемных устройств и т.д. При невозможности обеспечения архитектурной доступности на второй этаж образовательной организации необходимо организовать образовательную деятельность детей-инвалидов и детей с ОВЗ только на первом этаже.
- оснащение оборудованием, в том числе приобретение специального учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, оснащение кабинетов педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, кабинета психологической разгрузки (сенсорной комнаты);
- оснащение специально оборудованным автотранспортом для перевозки детей-инвалидов;
- оснащение специальным оборудованием для дистанционного общего и дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
При создании архитектурной доступности необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и свод правил (частей таких сводов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Программа также предусматривает мероприятия по повышению квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций, в связи с чем необходимо предусмотреть в бюджете муниципального образования средства для оплаты командировочных расходов для прохождения ими курсов повышения квалификации, а также участия в обучающих семинарах.