Министерство образования и науки

Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на 2019-2020 учебный год:

«Война и мир» – к 150-летию великой книги, «Надежда и отчаяние», «Добро и зло», «Гордость и смирение», «Он и она».

Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.

Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, в том числе ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его по желанию. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.

Основной срок написания итогового сочинения в текущем учебном году - 4 декабря 2019 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки –5 февраля и 6 мая 2020 года.

Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/2020 учебного года

Итоговое сочинение (изложение): сроки проведения

Основной срок

Дополнительные сроки

04.12.2019 05.02.2020 06.05.2020


Итоговое сочинение (изложение): документы 

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 08.10.2019 № 1454 "Об утверждении отчетных форм пункта проведения итогового сочинения (изложения) и сценария действий члена комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) в аудитории пункта проведения итогового сочинения (изложения)"

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 08.10.2019 № 1453 "Об утверждении Инструкций по проведению итогового сочинения (изложения)"

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 27.09.2019 № 1399 "Об утверждении порядка проведения итогового сочинения (изложения) на территории Мурманской области в 2019/2020 учебном году"

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 27.09.2019 № 1398 "Об утверждении порядка организации проверки итогового сочинения (изложения) на территории Мурманской области в 2019/2020 учебном году"

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 27.09.2019 № 1396 "Об утверждении форм заявлений участников итогового собеседования, итогового сочинения (изложения), государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования"

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 27.09.2019 № 1395 "Об утверждении списка общеобразовательных организаций, на базе которых выпускники прошлых лет, лица, обучающиеся по программам среднего профессионального образования, а также обучающиеся, получающие среднее общее образования в иностранных образовательных организациях, пишут итоговое сочинение (изложение) в 2019/2020 учебном году"

Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 01.11.2017 № 1725 "Об утверждении порядка организации питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур в местах проведения итогового сочинения (изложения) и в пунктах проведения экзаменов, расположенных на территории Мурманской области"

Итоговое сочинение (изложение): методические рекомендации 

Методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения)

Итоговое сочинение (изложение): вопросы и ответы

1. Какие задачи решает итоговое сочинение?

Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.

2. Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика). Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

3. На скольких произведениях нужно строить рассуждение?

В Критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).

4. Что собой представляют темы итогового сочинения?

Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.  При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

5. Итоговое сочинение - это сочинение по литературе?

Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. По Критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» проверяется «умение строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала». Не предполагается проведение литературоведческого анализа произведений, но участник вправе применить и такой анализ при раскрытии темы.

6. Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

В Критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

7. В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"?

Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 (соответствие теме) и № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.

8. В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?

Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.

9. Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?

Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, рекомендуем обращаться на телефоны «горячей линии» по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в Мурманской области: 44-56-37, 400-755, а также по месту участия в итоговом сочинении (изложении). 



AA