С 1 июля по 15 декабря 2018 года Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» проводился Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде.
Конкурс ориентирован на развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности и конкурентоспособности российского образования, на содействие профессиональному развитию психологов образования России.
Конкурс проводился в целях повышения качества психолого-педагогических программ, реализуемых в системе образования Российской Федерации.
В конкурсе приняли участие специалисты государственного областного бюджетного учреждения Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» с программой коррекционно-развивающей направленности психолого-педагогического сопровождения детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей, испытывающих трудности в развитии «Играя, развиваемся».
Именно ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. А влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно. Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов, в условиях игры дети лучше запоминают игровую ситуацию. Но ведь не все дети с ограниченными возможностями здоровья умеют играть! Научить их играть — основная задача деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения детей.
Основной целью программы «Играя, развиваемся» является создание благоприятных условий для развития личности детей раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей, испытывающих трудности в развитии, а также психолого-педагогическая поддержка семьи.
Реализация программы направлена на достижение положительной динамики в познавательном, речевом и социально-личностном развитии детей; на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей; а также психологической готовности родителей в понимании своего ребенка.
Содержание программы включает 27 комплексных коррекционно-развивающих занятий, которые реализуют педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед.
Программа прошла апробацию в детских садах Кольского района. За период апробации программы у 100% детей отмечена положительная динамика в развитии, что позволило им продолжить обучение по основной общеобразовательной программе дошкольного образования без создания специальных условий.
В настоящее время программа реализуется в 5 муниципальных образованиях региона. Информационно-методическое сопровождение реализации программы осуществляют авторы программы - специалисты государственного областного бюджетного учреждения Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Решением экспертного совета Конкурса программа «Играя, развиваемся» признана лауреатом конкурса и рекомендована общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» для реализации в образовательных организациях и центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.