В соответствии с Законом Мурманской области от 25.12.2012 № 1567-01-ЗМО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты).
Лица из числа детей-сирот, которые на 1 января 2013 года не были обеспечены жилыми помещениями, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями независимо от возраста указных лиц.
В частности, препятствием к обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот не может являться то обстоятельство, что указанные граждане не состояли ранее на учете как нуждающиеся в жилье.
Для получения жилых помещений специализированного жилищного фонда дети-сироты должны иметь основания нуждаемости в жилом помещении.
Гражданин считается нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, но его проживание в занимаемом жилом помещении признается невозможным.
Дети-сироты считаются обеспеченными жилыми помещениями, если имеют:
- право собственности, когда лицо указанной категории является собственником жилого помещения;
- право пользования жилым помещением по договору социального найма в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя.
Вселение лиц из числа детей-сирот в жилые помещения, принадлежащие на праве собственности их супругам, в качестве члена семьи, несмотря на проживание лица из числа детей-сирот в жилом помещении, не устраняет его нуждаемость в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа.
Норма площади жилого помещения, приходящаяся при этом на каждого члена семьи, не имеет правового значения. Формирование совместной собственности супругов на приобретаемое в браке жилое помещение, независимо от того, на имя кого из супругов оно будет оформлено, устраняет нуждаемость лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в предоставлении льготного жилья.
Проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями (членами семей нанимателей) по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса);
- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот лиц из их числа.
Лица, проживающие в жилом помещении на условиях коммерческого найма (аренды, поднайма, как временные жильцы, безвозмездного пользования), не должны рассматриваться как обременяющие жилое помещение и исключающие проживание в нем детей-сирот лиц из их числа.
Для определения круга граждан, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих детям-сиротам, не следует всегда полагаться только на данные регистрационного учета по месту жительства. Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. В то же время снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Поэтому при решении вопроса о невозможности проживания в собственном жилом помещении детей-сирот и лиц из их числа необходимо правильно определять круг тех граждан, которые имеют право пользования жилым помещением, а также срок существования этого права с тем, чтобы рассчитывать норму общей площади на каждого проживающего.
Это позволит опекунам (попечителям) под контролем органов опеки и попечительства принимать своевременные меры по прекращению прав иных граждан на жилое помещение детей-сирот для обеспечения возможности возврата в свои жилые помещения и проживания в них детей-сирот.
Своевременное решение вопроса о выселении из жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам, бывших членов семьи (в частности граждан, лишенных родительских прав) будет препятствовать антисанитарному содержанию этих помещений, потери имущества несовершеннолетних, а также обеспечит возможность предоставления жилых помещений в возмездное пользование иным лицам на время отсутствия ребенка в сохраненном жилье. Это позволит получать дополнительный доход для нужд ребенка и снизит расходы на содержание жилого помещения.
Министерством образования и науки Мурманской области проводится ежемесячный мониторинг обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, ежеквартально актуализируется единый список граждан указанной категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (постановление Правительства Мурманской области от 17.02.2005 № 46-ПП «О правилах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Формирование и ведение списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в свою очередь, обеспечивает:
- планирование бюджетных денежных средств для предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа;
- учет детей-сирот и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилых помещений из специализированного жилищного фонда;
- установление нуждаемости лиц указанной категории в жилых помещениях, предоставляемых по договорам специализированного найма (признание невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях);
- контроль за своевременным обеспечением лиц указанной категории жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Согласно Закону Мурманской области от 28.12.2004 № 568-01-ЗМО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления обеспечивают своевременное заселение детей-сирот в жилые помещения, отвечающие требованиям технических и санитарных норм и правил.
Детям-сиротам и лицам из их числа однократно производится ремонт жилых помещений, собственниками которых они являются, либо текущий ремонт жилых помещений, право пользования которыми за ними сохранено. Ремонт либо текущий ремонт производится только в одном жилом помещении с целью приведения его в состояние, пригодное для проживания.
Сверх федеральных норм в Мурманской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на период пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов (попечителей), в приемных семьях, а также на время обучения в общеобразовательных организациях, на время обучения по очной форме в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, находящимся на полном государственном обеспечении в соответствующих организациях, на период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации предоставляются дополнительные гарантии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.