С 1 сентября 2025 года вступят в силу изменения, зафиксированные в приказе Минпросвещения № 704
Министерство образования и науки
Приказом вводится единое поурочное планирование по предметам так называемого "непосредственного применения" - русский язык, литература, история, обществознание, география, окружающий мир, труд, основы безопасности и защиты Родины. Такой подход, как считают в минпросвещения, сокращает документационную нагрузку на педагогов и учебную нагрузку - на школьников.

Также закреплены нормы по контрольным работам: само понятие, продолжительность - не более двух уроков по 45 минут каждый, их максимальное число - не более 10 % учебного времени.

Также прописана синхронизация учебных программ с ОГЭ и ЕГЭ: по каждому предмету указан перечень пунктов, которые проверяются на экзаменах.

Кроме того, приказом № 704 обновлены рабочие программы по предметам мировоззренческого цикла - истории и обществознанию.

"Российская газета" спросила учителей и составила перечень распространенных мнений. Публикуем основные тезисы коллег-журналистов.

Заблуждение 1. "Единое пространство - это уравниловка, сводится на нет уникальность школ".

Речь НЕ об отмене индивидуальности, а о гарантии качества и преемственности для любого ребенка в любой точке страны. Утверждены единые федеральные программы по всем предметам. Что это дает ученику? Переезжая в другую школу, он не теряет нить обучения, а продолжает изучать ту же тему. Это не "уравниловка", это справедливость и равный доступ к фундаментальным знаниям. Уникальность школы теперь может проявляться в методиках, проектах, внеурочке, а не в хаотичном содержании программ.

Заблуждение 2. "Реформы - чистая бюрократия, не доходящая до реальных учителей и детей".

Отнюдь. Процесс системный и уже дает конкретные плоды. Программы теперь четко увязаны с требованиями ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Учителя и ученики знают, к чему готовиться, без "сюрпризов". Готовы государственные учебники по истории (5-9 классы) и обществознанию (9-11 классы). Идет работа над едиными учебниками по русскому, литературе, физике, химии, биологии - синхронизированными между собой! Разрабатываются углубленные версии - вместе с коллегами из МФТИ. Это не бюрократия, это фундамент единого содержания.

Заблуждение 3. "Возврат "Труда" и НВП - это архаика".

Нет, это восстановление утраченных, но жизненно важных компетенций. "Труд" признан эффективным учителями, методистами и самими школьниками. Идет масштабное оснащение кабинетов: для мальчиков - станки по дереву и металлу, для девочек - швейные комплексы, инструменты для творчества и домоводства. Это реальные навыки, проектная деятельность, профориентация."Основы безопасности и защиты Родины" с разделом начальной военной подготовки - не "милитаризация", а формирование базовых навыков безопасности, гражданской обороны, понимания долга.

Заблуждение 4. "Качество образования падает, интерес к науке низкий".

А 8 миллионов участников Всероссийской олимпиады школьников (на 1 миллион больше, чем в прошлом году)? А 37 медалей на международных олимпиадах (26 золотых!). Россия - стабильно в ТОП-3 мира по естественно-научным предметам.

Все перечисленное - не разрозненные шаги, а единый путь, который сейчас закрепляется в разрабатываемой Стратегии развития образования. Да, нужны время и последовательная реализация на местах. Да, вопросы зарплат и нагрузки учителей остаются и решаются совместно с Минтрудом. Но создание единого образовательного пространства - это не возврат в прошлое, а строительство будущего на прочном фундаменте знаний, навыков, преемственности и гражданской ответственности.
Опубликовано: 31 июля 2025
AA