Материалы по модернизации дошкольного образования

В Мурманской области успешно идет модернизация региональной системы дошкольного образования

20.08.2014

15 августа 2014 года состоялось заседание правительства Мурманской области, на котором министр образования и науки Мурманской области Н.Н. Карпенко доложила о ходе модернизации региональной системы дошкольного образования в 2014 году.

Эта работа ведется в рамках реализации пункта 2 «а» Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Федеральный проект модернизации региональных систем дошкольного образования стартовал в 2013 году. Он включает три основных направления: обеспечение доступности дошкольного образования; обновление содержания дошкольного образования; повышение уровня кадрового обеспечения дошкольных образовательных организаций.

В своем выступлении Н.Н.Карпенко отметила, что основным назначением проекта является помощь субъектам Российской Федерации в достижении к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. За два года реализации проекта Мурманской области предоставлена субсидия из федерального бюджета в объеме 612 млн рублей, софинансирование из консолидированного бюджета составило почти 505 млн рублей. Благодаря этому введено 1220 мест.

«Проект модернизации дошкольного образования позволил решить задачу обеспечения детей от трех до семи лет услугами дошкольного образования. Охват детей этой возрастной категории составляет 100 процентов от числа обратившихся за предоставлением места в дошкольном образовательном учреждении», - сказала Н.Н. Карпенко.

Наталия Николаевна сообщила, что в 2014 году планируется ввести 830 мест. В частности, начнет функционировать детский сад на 60 мест в г. Гаджиево ЗАТО Александровск, после реконструкции откроется детский сад в Апатитах на 75 мест и в Кандалакше на 75 мест, появится 100 дополнительных мест в функционирующих детских садах ЗАТО г. Североморск. В октябре планируется открытие нескольких детских садов: в Заполярном на 220 мест и в поселке Высокий на 240. До конца декабря планируется завершить строительство детского сада в ЗАТО г. Североморск на 140 мест.

Кроме объектов, вводимых в текущем году, ведется строительство детских садов в ЗАТО Александровск, ЗАТО г. Североморск. Завершаются работы по привязке проектно-сметной документации повторного применения на строительство детского сада на 220 мест в н.п. Североморск-3 и детского сада на 140 мест в п. Спутник Печенгского района.

С текстом доклада «О ходе модернизации региональной системы дошкольного образования в 2014 году» и презентацией  к докладу можно ознакомиться на сайте Министерства в разделе «Пресс-центр» - «Выступления руководства».

21 января 2014 года открыл свои двери МБДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 65!

24.03.2014

21 января 2014 состоялось торжественное открытие Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманска детского сада комбинированного вида № 65, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Свердлова, д.26, корпус 3.

В 2013 года проводилась реконструкция объекта в рамках региональной системы модернизации дошкольного образования. Ранее в этом здании размещался детский дом № 2.

В МДОУ № 65 оборудованы 6 групп для 92 детей дошкольного возраста, в том числе:

- 1 группа для детей в возрасте до 3-х лет;

- 1 группа для детей с ограниченными возможностями здоровья;

- 4 группы для детей от 3 до 7 лет.

Одной из основных целей деятельности образовательного учреждения является создание доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью территория детского сада и группа оснащены специализированным оборудованием, построен медицинский блок, соответствующий современным санитарным требованиям, оборудованный специальной мебелью.

    

30 января 2014 года состоялось торжественное открытие нового детского сада по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Мурмаши, ул. Кирова, д. 7

19.03.2014

30 января 2014 года состоялось торжественное открытие нового детского сада по адресу: Мурманская область, Кольский район, п. Мурмаши, ул. Кирова, д. 7.

В церемонии открытия дошкольного учреждения приняли участие губернатор Мурманской области М.В. Ковтун, министр образования и науки Мурманской области Н.Н. Карпенко, Глава муниципального образования Кольский район В.Д. Кустенкова.

Все помещения в новом детском саду комфортные, просторные, светлые, с удобной мебелью и игрушками. Детсад оснащен системой автономного отопления, прачечной и современным пищеблоком.

Финансирование мероприятий осуществлялось в соответствии с долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Мурманской области» на 2012-2015 годы и долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Кольском районе Мурманской области» на 2011-2015 годы.

Данное учреждение рассчитано на 4 группы:

- 1 гр. раннего возраста с 1 г 6 мес. до 3 лет;

-  3 дошкольные группы с 3 до 7 лет.

В новом дошкольном образовательном учреждении открыты:

- 1 группа раннего возраста (от 1 года  до 2 лет);

- 1 группа для детей младшего возраста (от 2 лет до 3 лет 6 мес.);

- 1 группа для детей среднего-старшего  возраста (от 4 до 6 лет) ;

- 1 группа компенсирующей направленности для  детей со сложной структурой дефекта (от 3 до 7 лет).

Все

Материалы

06.05.2014

О проектах примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования

скачать
16.01.2014

Отчет по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений Мурманской области для реализации по модернизации региональной системы дошкольного образования

скачать
01.01.1970

Методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в условиях консультационных центров дошкольных образовательных учреждений

скачать
01.01.1970

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования

скачать
30.10.2013

Письмо Министерства образования и науки Мурманской области от 30.10.2013 № 17-02/7917 - НК "О методических рекомендациях по организации оказания методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) в условиях консультационных центров ДОО"

скачать
25.10.2013

Выступление министра образования и науки Мурманской области Карпенко Н.Н. "О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций" на заседании Правительства Мурманской области 25.10.2013

скачать
15.08.2013

Мероприятия по увеличению количества мест в ДОУ в 2013 году

скачать
15.07.2013

Мероприятия по увеличению количества мест в дошкольных образовательных учреждениях в 2013 году

скачать
10.07.2013

Проект Постановления Правительства Мурманской области "Об организации работы по реализации мероприятий модернизации региональной системы дошкольного образования в 2013 году"

скачать
26.06.2013

Проект Федерального государственного стандарта дошкольного образования

скачать

Модернизация дошкольного образования: Мурманской области: опыт, проблемы и перспективы

15 мая 2014 года г. Мурманске состоялась региональная научно-практическая конференция для работников дошкольных образовательных организаций «Модернизация системы дошкольного образования Мурманской области: опыт, проблемы и перспективы» (см. программу конференции).  В конференции приняли участие 400 педагогических и руководящих работников дошкольного образования Мурманской области из всех муниципальных образований.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась временно исполняющая обязанности губернатора Мурманской области  М.В. Ковтун.  Глава региона напомнила, что в прошлом году по инициативе Правительства Российской Федерации начата реализация проекта модернизации региональных систем дошкольного образования. И уже сегодня можно подвести первые итоги, а также наметить следующие шаги. «Прежде всего, необходимо добиться, чтобы место в детском саду было у каждого ребенка. Тот факт, что увеличивается потребность в детских садах, не радовать не может», - отметила глава региона.

Как проинформировала врио губернатора, для ликвидации дефицита мест в детских садах в этом году запланировано введение 830 дополнительных мест. Сейчас идет строительство детских садов в Кандалакше и Североморске. Продолжаются реконструкции детсадов в Апатитах и Заполярном, ведется капитальный ремонт передаваемого на муниципальный уровень здания детского сада «Ёлочка» Минобороны России на 240 мест в посёлке Высоком Оленегорского района и части здания Дома детского творчества под детский сад на 60 мест в Гаджиево. В 2015 году будут введены еще 856 дополнительных мест в садах.

По мнению М.В. Ковтун, те шаги, которые предпринимает региональная власть для модернизации системы дошкольного образования, позволят к 2016 году полностью ликвидировать очередность в детские сады.

Центральной темой конференции дошкольных работников стало введение государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Мурманской области. Выступая на пленарном заседании,   министр образования и науки Мурманской области Н.Н. Карпенко сообщила, что апробация ФГОС дошкольного образования в пилотном режиме начата в 30% дошкольных образовательных учреждений региона. Для достижения положительных результатов необходимо активизировать работу по выявлению  и систематизации инновационного опыт работы дошкольных образовательных учреждений, более того, обсудить актуальные вопросы формирования образовательной среды детского сада, позволяющей обеспечить развитие детей самого раннего возраста.

Министр подчеркнула, что высокого результата по введению стандарта невозможно добиться без развития педагогического кадрового потенциала, обратила внимание на необходимость комплексного подхода к решению кадрового вопроса, включающего в себя повышение престижа педагогической профессии, повышения квалификации педагогических работников.

Большой интерес участников конференции вызвало выступление члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук А.М. Кондакова.

Основными темами, обсуждаемыми на секциях, стали вопрос введения ФГОС дошкольного образования, его апробация в детских садах, роли семьи в развитии детей дошкольного возраста, вопрос повышения квалификации педагогов дошкольного образования, использования современных образовательных технологий,  обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательной программы дошкольных образовательных учреждений  и др.

Вниманию участников конференции были представлены стендовые доклады о развитии дошкольного образования в муниципальных образованиях Мурманской области, о результатах работы по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования (ЗАТО г. Североморск,  ЗАТО Александровск, ЗАТО п. Видяево, г. Мончегорск, г. Оленегорск, г. Кандалакша, Печенгский район, г. Мурманск).

В ходе конференции проведены четыре мастер-класса по проблемам психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ, применению технологий профессионального развития педагогов дошкольных образовательных организаций и технологий психолого-педагогической поддержки семьи в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Участники конференции смогли познакомиться с выставкой печатной продукции ведущих издательств: «Просвещение», «Академкнига/Учебник», «Ассоциация 21 век», «Дрофа».

ООО "Классное дело" представило современное игровое оборудование, дидактические материалы, игрушки, продукцию для создания информационно-образовательной среды развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Материалы секций размещены на сайте ГАУДПО МО «Институт развития образования»   http://www.moipkro.ru

Презентации с конференции:

1. Модернизация дошкольного образования Мурманской области: опыт, проблемы, перспективы (министр образования и науки Мурманской области Н.Н. Карпенко).

2. Развития профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций в системе непрерывного профессионального образования (заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ГАУДПО МО "Институт развития образования", к.п.н., доцент, О.В. Малахова).

3. Особенности реализии ФГОС дошкольного образования. Образовательная программа "Диалог" (генеральный директор ООО "Дрофа", член-корр. РАО, д.п.н. А.Кондаков)

9 апреля 2014 года состоялось заседание дискуссионной площадки «Современный детский сад и начальная школа»

11.04.2014 09:37

9 апреля 2014 года состоялось заседание дискуссионной площадки «Современный детский сад и начальная школа».

В работе приняли участие члены регионального экспертного совета по реализации партийного проекта «Детские сады – детям», руководители и педагоги дошкольных образовательных учреждений, учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, специалисты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных методических служб.

Участники дискуссии обсудили проблемы повышения качества дошкольного и начального образования, подчеркнув, что одним из условий достижения его является обеспечение преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования, преимущество многопрофильных образовательных комплексов, синтезирующих в себе дошкольное и начальное образование.

Е.А. Рахуба, директор МБОУ г. Мурманска прогимназии № 61, отметила, что на современном этапе преемственность рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков,  сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а значит,  действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает накопленный им потенциал.  Е.А. Рахуба познакомила участников дискуссии с опытом работы прогимназии по данному направлению.

Л.А. Паромская, заведующий МДОУ № 4 г. Колы, подчеркнула, что в связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и с  введением ФГОС дошкольного образования обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме  образования.  Признавая, что в основе успешности ребенка, особенно в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений, в системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.

И.Ю. Ковалева, доцент кафедры дошкольного и начального образования ГАУ ДПО МО «Институт развития образования», рассказала о системе повышения квалификации педагогов детских садов и начальной школы в условиях введения стандартов.  В ее выступлении отмечено, что анализ опыта функционирования единого комплекса «детский сад – начальная школа» позволяет говорить о том, что такая образовательная организация способна обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования на всех уровнях. «На организационном уровне – это создание единой развивающей предметно-пространственной среды. На методическом уровне – это обеспечение преемственности образовательных программ и условий их реализации. На кадровом – реализация условий для профессионального роста педагогических работников», - подчеркнула И.Ю. Ковалева.

Ю.Р. Лимонов, директор МБОУ г. Мурманска прогимназии № 24, поделился опытом организации деятельности образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Указал на необходимость сохранения образовательных учреждений такого вида  (прогимназий, начальных школ-детских садов).

В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что взаимосвязь педагогических подходов и технологий,  используемых в детском саду и начальной школе.  может выступить условием формирования универсальных учебных действий учащихся начальной школы и компетенций воспитанников детских садов при соблюдении определённых требований к выбору технологий и организации образовательного процесса:

- создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

- опора на игру при формировании учебной деятельности;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

- самостоятельный, творческий характер освоения ребенком культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития;

- предоставление ребенку возможности самостоятельно добывать и применять свои знания;

- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;

- организация конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.

          

Педагоги дошкольных организаций обсудили готовность к введению ФГОС дошкольного образования

В рамках модернизации региональной системы дошкольного образования предусмотрены мероприятия по введению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Важнейшим требованием к обеспечению стандарта является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

В марте 2014 года Министерством образования и науки Мурманской области совместно с ГАУ ДПО МО «Институт развития образования» проведены шесть семинаров для работников дошкольных образовательных организаций, посвященные изучению организации деятельности дошкольных образовательных организаций в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и принятием ФГОС ДО.

Материалы, представленные на семинарах, доказали, что общероссийская тенденция перехода на программы и педагогические системы нового поколения, в которых более четко прослеживается дифференциация в содержании, методах и организационных формах, требует ориентации на творческие силы, способности, стремления педагогов детских садов к повышению профессионального уровня, самореализации, творчеству.

28 марта 2014 года в г. Гаджиево ЗАТО Александровск состоялся заключительный семинар на тему: «Методическое обеспечение введения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольных образовательных организациях».

Руководители дошкольных образовательных организаций отмечали, что в настоящее время возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание свое деятельности. В связи с этим изменяется функция методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях. При этом важно помнить, что методическая работа в образовательном учреждении начинается с педагога.

 

 

 

 

В своих выступлениях специалисты методических служб, педагоги подчеркивали, что развивающие возможности методической системы дошкольного образовательного учреждения будут реализованы более полно, если профессиональное саморазвитие воспитателя понимать как процесс поиска и обнаружения им смыслов профессиональной деятельности, что должно стать ведущей целью и критерием эффективности методической системы каждого детского сада. Основой для определения конкретных задач методической работы при введении ФГОС ДО должно стать выделение уровней сформированности профессионального саморазвития, характеризующихся качественными изменениями в самопознании, самооценке, самоорганизации и самоуправлении в условиях профессионально-педагогической деятельности воспитателя.

Т.П. Соколова, заведующий МАДОУ № 46 г. Гаджиево, и другие руководители детских садов указывали, что методическая система дошкольной образовательной организации должна строиться на принципах рефлексивности, интерактивности и проективности, которые обоснованы многоаспектностью «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» отношений, диалектическим единством процессов развития и саморазвития. Эти принципы реализуются в содержании образовательно-развивающего пространства, в котором воспитатель выступает как субъект своего профессионального становления, владеющий интерактивными методами взаимодействия (диалог, деловые игры, проектирование) с доминирующими в них установками на сотрудничество, сотворчество, рефлексию, развитие индивидуальности.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Орехова Ю.В., заместитель заведующего МБДОУ № 17 ЗАТО г. Североморск, подчеркнула, что новые подходы к организации взаимодействия семьи и детского сада требует иных линий отношений, направленных на признание приоритета семейного воспитания. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Т.И Герасимова, заведующий МАДОУ№ 1 г. Гаджиево рассказала о вариативных формах дошкольного образования, внедряемых в детском саду. Особая ценность  новых форм работы заключается в стремлении работников управления образованием и специалистов дошкольных образовательных учреждений адекватно действовать в конкретных условиях, отвечая социальному заказу населения.

Содержание методической работы педагога детского сада целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры как наиболее обобщенной характеристики деятельности: общекультурную составляющую; методологическую и исследовательскую культуру; профессионально-нравственную культуру и культуру общения; дидактическую и воспитательную культуру; управленческую культуру. Содержание методической работы конкретизируется по каждому направлению формирования профессионально-педагогической культуры и может быть предметом изучения в течение длительного времени.

Презентации с семинара:

1. Релизация проекта по подготовке к введению и введению ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации.

2. Муниципальное задание - финансовая основа подготовки к введению ФГОС ДО.

3. Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Механизм введения ФГОС ДО в МБДОУ № 32.

5. Методическое обеспечение введения ФГОС ДО.

6. Методическое обеспечение вариативных форм дошкольного образования на этапе введения ФГОС.

Мониторинг КПМО для дошкольников

Федеральный  закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ рассматривает дошкольное образование как один из  уровней общего образование (статья 10 часть 4),   образовательные программы дошкольного образования включены в основные общеобразовательные программы (статья 12 часть 3). Согласно статье 63 части 1 образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

Дошкольные образовательные организации начали целенаправленную работу по введению федеральных государственных образовательных стандартов. В свете происходящих изменений важное значение приобретает проведение мониторинговых исследований результатов проводимой работы.

Мониторинг образования — это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным аспектам образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.

Мониторинг Комплексного проекта модернизации образования (далее –КПМО), в который включается дошкольное образование, реализуется по шести основным направлениям:

- введение новой системы оплаты труда работников общего образования;

- переход на нормативное подушевое финансирование;

- развитие системы оценки качества образования;

- развитие сети образовательных учреждений;

- расширение общественного участия в управлении образованием;

- обновление системы повышения квалификации.

В рамках электронного мониторинга информация собирается на трех уровнях – региональном (окружном), муниципальном (городском) и уровне образовательного учреждения. На федеральном уровне показатели мониторинга являются расчетными, получающимися в результате автоматизированных расчетов внутри системы.

31 марта 2014 года в соответствии с решением координационного совета по введению федерального государственного стандарта дошкольного образования от 14 марта 2014 года  ГБУ «Региональный центр оценки качества образования» проведен практический семинар по теме: «Ведение электронного мониторинга КПМО в дошкольных образовательных организациях».

В работе семинара приняли участие специалисты муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, ответственные за внесение информации по дошкольному образованию на платформе КПМО, руководители дошкольных образовательных организаций, операторы дошкольных образовательных организаций.

На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:

- формирование базы дошкольных образовательных организаций в системе электронного мониторинга КПМО;

- показатели мониторинга для дошкольных образовательных организаций;

- инструменты для работы с данными электронного мониторинга «Конструктор отчетов» в публичной части КПМО;

- примерная должностная инструкция оператора электронного мониторинга для дошкольных образовательных организаций.

Особое внимание было уделено вопросам открытости заполняемых данных на платформе КПМО.

Специалистами ГБУ «Региональный центр оценки качества образования» проанализированы результаты заполнения таблицы: «Базовая: Сведения о дошкольной образовательной организации (структура)», выявлены типичные ошибки при заполнении, даны рекомендации по их устранению.

Участники семинара обсудили примерную должностную инструкцию оператора дошкольной образовательной организации; регламент сбора отчетных данных в системе КПМО в I-II квартале 2014 года.

25 марта 2014 года Министерством образования и науки Мурманской области совместно c ГАУ ДПО МО «Институт развития образования» проведен семинар для педагогических работников дошкольных образовательных организаций на тему: «Деятельностный подход в проектировании и реализации образовательных программ дошкольных образовательных организаций»

25 марта 2014 года Министерством образования и науки Мурманской области совместно c ГАУ ДПО МО «Институт развития образования»  проведен семинар для педагогических работников дошкольных образовательных организаций на тему: «Деятельностный подход в проектировании и реализации образовательных программ дошкольных образовательных организаций».

В настоящее время содержание образования в дошкольной образовательной организации определяется образовательной программой дошкольного образования, которая согласно статье 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» разрабатывается, утверждается и реализуется детскими садами в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования и учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.

На семинаре руководители и педагоги детских садов обсуждали проблемы проектирования и реализации образовательных программ. Поскольку на момент введения ФГОС дошкольного образования нет ни одной примерной образовательной программы дошкольного образования, включенной в реестр, т.е. имеющей официальный статус примерной, дошкольные образовательные организации должны корректировать свою программу на основе стандарта, использовать в образовательном процессе вариативные программы дошкольного образования, по которым они работают сегодня.

Руководители детских садов в своих выступлениях отмечали, что использование деятельностного подхода в проектировании образовательной программы позволяет организовать работу педагогического коллектива по-новому.

Козуб Е.А., заведующий МАДОУ № 135 г. Мурманска, подчеркнула, что образовательная программа должна быть индивидуальной для каждой конкретной образовательной организации индивидуальной, учитывать потребности воспитанников, их родителей (законных представителей), общественности и социума.

Поташ Е.И., заведующий МДОУ № 14 г. Оленегорска, объяснила как с учетом конкретных условий и особенностей образовательного условия, контингента воспитанников создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития детей.

 

 

 

Бояркина Н.К., старший воспитатель  МАДОУ № 45 г. Мурманска,  рассказала о деятельности творческой группы по организационно-методическому сопровождению  введения и реализации ФГОС дошкольного образования. Определила роль и ожидаемые результаты деятельности творческой группы в разработке образовательной программы детского сада.

Науменко Н.А., старший воспитатель МАДОУ № 123 г. Мурманска рассказала о необходимости изменений в образовательных целях, в содержании образовательной программы, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса.

В своих выступлениях большинство педагогов (МАДОУ № 14 г. Оленегорска, МБДОУ № 128, № 92, № 139, № 84 г. Мурманска, МБДОУ № 8 г. Североморска) подчеркивали, что реализация принципа развивающего обучения, заявленного в качестве одного из основных принципов построения образовательной программы, определяет главной целью всего образовательного процесса полноценное психическое развитие ребенка, развитие его познавательных и художественных способностей. Огромное значение для развития познавательных способностей имеет педагогическая поддержка инициативы детей и их самостоятельности в познании окружающего мира.

Присутствующим был представлен анализ методической готовности педагогов дошкольных образовательных организаций к реализации деятельностного подхода в соответствии с ФГОС дошкольного образования, представленный кафедрой дошкольного и начального образования ГАУ ДПО МО «Институт развития образования».

В ходе работы педагоги пришли к выводу, что педагогическому коллективу каждой дошкольной образовательной организации, администрации, а также методическим службам разных уровней прежде всего следует определить, насколько образовательная программа соответствует целям и задачам ФГОС дошкольного образования.

14 марта 2014 года на заседании Координационного совета обсуждались актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования

18.03.2014 10:14

14 марта 2014 года состоялось заседание Координационного совета по вопросам организации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В работе заседания совместно с членами координационного совета приняли участие заместители руководителей по учебно-воспитательной работе пилотных дошкольных образовательных учреждений, работники дошкольных учреждений. 

Рассмотрены актуальные вопросы введения ФГОС дошкольного образования:

- мотивационно-смысловые и ресурсно-технологические проблемы управления при введении стандарта в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования;

- пути решения задач изменения индивидуальных и коллективных мотивационно-смысловых установок педагогов к осуществлению образовательной и педагогической деятельности в новых условиях;

- роль проведения аналитических работ по вопросам оценки стартовых условий введения ФГОС дошкольного образования.

Члены координационного совета отметили, что ключевым ресурсом введения ФГОС дошкольного образования становится компетентность педагогических и управленческих кадров, развитие способности руководителей и педагогов к решению новых образовательных, педагогических и управленческих задач в новых, изменяющихся условиях деятельности детских садов.

Организационный ресурс выступает как потенциал развития способности управляющей системы дошкольного образовательного учреждения к мотивированному осмыслению проблем, самостоятельному и ответственному проектированию, постановке и решению новых задач деятельности в новых условиях.

Инновационный потенциал готовности к изменениям образовательной среды связан с реальным, а не формальным включением родителей в процесс совместной деятельности в ДОУ, развитием государственно-общественного управления как ресурса социальной поддержки социокультурных изменений в образовании.

Активно прошло обсуждение результатов самообследования состояния образовательной среды дошкольных образовательных учреждений в условиях подготовки к введению ФГОС ДО.

Проведение самообследования позволило профессионально осмыслить необходимые изменения в каждом образовательном учреждении с учётом ориентиров деятельности, представленных в стандарте.

Презентации с заседания Координационного совета:

Презентация 1. Мониторинг управленческих условий введения ФГОС дошкольного образования.

Презентация 2. Управление процессом подготовки к введению ФГОС дошкольного образования на муниципальном уровне.

Презентация 3. Обеспечение введения ФГОС дошкольного образования.Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО.

Презентация 4. Роль муниципального координационного совета по подготовке дошкольных образовательных учреждений к введению ФГОС дошкольного образования.

Презентация 5. Актуальный анализ образовательной среды дошкольных образовательных организаций на муниципальном уровне.

Решение заседания Координационного совета Мурманской области  по введению ФГОС дошкольного образования.

          

Открытие групп кратковременного пребывания в образовательных учреждениях Мурманской области

13.01.2014 09:49

Одним из направлений решения проблем ликвидации очередности в детские сады  является  развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

В 2013 году в рамках проекта модернизации региональной системы дошкольного образования открыты группы кратковременного пребывания детей (92 места) в Килпъяврской СОШ, МБДОУ № 7 г. Апатиты, МДОУ № 13 г. Полярный,  МБДОУ № 2 п. Видяево.

 

Группы кратковременного пребывания решают задачи обеспечения прав граждан на получение дошкольного образования наряду с группами полного дня.

Образовательный процесс в таких группах строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.

 

 

 

 

 

Развитие способностей детей осуществляется исходя из их интересов и индивидуальных особенностей, а также запросов семьи.

 

 

 

 

За счет разновозрастного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений.

 

 

 

 

Большое значение уделяется социально-педагогической работе с семьей, которая предполагает активное включение родителей в организацию образовательного процесса и сам педагогический процесс, обучение родителей формам развивающего взаимодействия с детьми, оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей.

 

 

 

 

 

 

 

Много внимания уделяется созданию предметно-развивающей среды.

 

Созданы условия для воспитания культурно-гигиенических навыков детей, физкультурно-оздоровительной работы.

Деятельность специалистов, работающих в группе кратковременного пребывания, состоит из систематической, построенной на диагностической основе, коррекционной работы с воспитанниками и консультативной помощи их родителям по своему профилю. Для этого учитель-логопед и другие специалисты подобрали диагностический инструментарий и готовы  к тесному сотрудничеству с родителями.

 

          

Об организации деятельности консультационных центров в дошкольных образовательных организациях Мурманской области

16.12.2013 14:18

12 декабря 2013 года Министерством образования и науки Мурманской области совместно с ГБОУ ДПО «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры» проведено семинар-совещание «Организация деятельности консультационных центров  в дошкольных образовательных организациях Мурманской области».

 В работе совещания приняли участие специалисты муниципальных органов управления образованием, курирующие вопросы дошкольного образования, методических служб, руководители дошкольных образовательных организаций, специалисты ГОБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения».

С 1 января 2014 года в Мурманской области на базе дошкольных образовательных организаций начнут функционировать 43 консультационных центра для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьмидошкольного образования в форме семейного образования

Семейное образование рассматривается как форма освоения ребенком образовательной программы дошкольного образования в семье. Родители самостоятельно выбирают образовательную траекторию, организуют и осуществляют образовательный процесс, в ходе которогоони вправе воспользоваться услугами консультационных центров по своему свободному выбору.

На семинар-совещании обсуждались проблемы организации деятельности консультационных центров, планы работы,  вопросы психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в условиях консультационных центров дошкольных образовательных организаций.

В консультационныхцентрах родителям будет предложена   консультативная помощь по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. 

Специалисты консультационных центров по запросам родителей будут осуществлять диагностирование проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений, проводить комплексную профилактику различных отклонений в физическом, психическом, речевом и социальном развитии детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования.

За предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи с родителей (законных представителей)   плата не взимается.

Презентация 1. «Организация деятельности консультационных центров в дошкольных образовательных организациях Мурманской области» (ГБОУ ДПО «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры»).

Презентация 2. Особенности деятельности Отдела ранней помощи ГОБОУ «Центр психолого- медико- социального сопровождения» (Отдел ранней помощи ГОБОУ ЦПМСС).

Презентация 3. Психологическое сопровождение семей, дети которых получают дошкольное образование в форме семейного образования (ГБОУ ДПО «Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры»).

          

Мурманская область включена в перечень пилотных площадок по ведению электронной очереди в детский сад

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным перед регионами поставлена задача по внедрению автоматизированной информационной системы «Электронная очередь» (далее – АИС ЭО).

АИС ЭО позволит гражданам подавать заявления на постановку на учет для предоставления мест в детском саду, даст возможность муниципальным органам, осуществляющих управление в сфере образования формировать очередность, проводить комплектование и зачисление детей в детские сады  в электронном виде.

С целью подготовки к введению АИС ЭО Министерством образования и науки Российской Федерации был проведен анализ состояния региональных информационных ресурсов, обеспечивающих прием заявлений, учет детей, находящихся в очереди в детский сад в субъектах Российской Федерации.

Проведенный анализ позволил отобрать 35 субъектов РФ для включения в перечень пилотных площадок для участия в опытной эксплуатации возможностей интеграции региональных информационных систем ведения электронной очереди с федеральной системой. В число пилотных площадок вошла Мурманская область.

Внедрение АИС ЭО планируется реализовать в 2 этапа:

- 1 этап  (2013 год)  – подключение к АИС ЭО  17 муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, подключение Министерства образования и науки Мурманской области к федеральному сегменту АИС ЭО согласно регламенту технического взаимодействия для консолидированной передачи показателей;

- 2 этап  (2014 год) – подключение к АИС ЭО 290 муниципальных детских садов.  

В настоящее время прием заявлений на постановку на учет для определения ребенка в детский сад в электронном виде осуществляется в г.Апатиты, г.Мурманске.

Внедрение АИС ЭО в полном объеме предоставит возможность получать объективную и достоверную информацию на муниципальном, региональном и федеральном уровнях о реальной потребности населения в местах детские сады.

 

13 ноября в Москве состоялось мероприятие для руководителей и специалистов органов управления образованием Центрального и Северо-Западного федеральных округов Российской Федерации

20.11.2013 12:50

Экспертно-методическое мероприятие проводилось в рамках реализации постановления Правительства РФ от 3 июня 2013 г. №459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году». Организатором мероприятия выступило Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика».

В работе семинара-совещания, проходившего в здании Министерства образования и науки Российской Федерации, приняли участие 73 представителя органов управления в сфере образования из 28 регионов РФ.

Вопросы, поднимаемые на семинаре, были связаны с реализацией мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году (МРСДО) и введением электронной очереди в субъектах РФ до 1 января 2014 года.

Открыл совещание директор ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» Кирилл Казаков, поприветствовав участников и обозначив тему и проблемы предстоящего семинара. Он уделил внимание важности своевременного и качественного выполнения поставленных Правительством РФ задач, связанных с МРСДО и электронной очередью, и напомнил о главной цели программы – полностью исключить дефицит мест в дошкольных учреждениях во всех субъектах Российской Федерации, при этом сохраняя и повышая качество реализуемых мероприятий.    

Представитель Министерства образования и науки России Елена Ложкина отметила, что динамика освоения средств и ввода дополнительных мест по МРСДО является положительной. При этом напомнила, что эффективность исполнения поручений Правительства РФ стоит на особом контроле у руководителей государства, поскольку в рамках соглашений, заключенных между Правительством и субъектами, из федерального бюджета были выделены большие средства на реализацию программ. В дальнейшем Правительство планирует увеличить субсидирование, при условии эффективной реализации проводимых мероприятий в регионах.

Заместитель руководителя проекта Дмитрий Репин представил текущую ситуацию по освоению средств и введению мест ДОУ в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, согласно данным сайта http://do.edu.ru/.

В рамках пленарного заседания были представлены доклады о ходе реализации мероприятий МРСДО в регионах-лидерах по различным показателям реализации программы. От Центрального федерального округа выступили представители города Москвы, Московской области, Белгородской, Рязанской, Брянской, Ярославской, Тамбовской, Тверской, Костромской областей. Северо-Западный федеральный округ представили Мурманская, Ленинградская, Новгородская области, Республика Коми и город Санкт-Петербург.

В завершение участники мероприятия обсудили проблемы каждого региона в режиме диалога с представителями Минобрнауки России и Института «Информика». Во время работы «Круглого стола» участникам семинара была предоставлена возможность обсудить текущие проблемы своих регионов по вопросу реализации мероприятий МРСДО, а также задать вопросы, касающиеся внедрения «Электронной очереди». Также поднимались вопросы мониторинга, отчетности, освоения средств, качества и достоверности представления информации, внедрения электронной очереди.

Участники семинара получили возможность детально ознакомиться с опытом реализации программ МРСДО и электронной очереди в соседних регионах, получили информацию о возможностях дальнейшего развития работы в рамках программ в своих регионах, улучшения качества проводимых мероприятий, решили ряд срочных вопросов и в целом отметили своевременность и информативность семинара.

          

О заседании Координационного совета

15.11.2013 15:58

15 ноября 2013 года состоялось первое заседание Координационного совета по вопросам организации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В работе Координационного совета приняли участие 23 человека: представители муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, педагогической науки, муниципальных методических служб, руководители пилотных дошкольных образовательных учреждений.

Рассмотрены актуальные вопросы по введению ФГОС дошкольного образования:
-  повышение качества управления введения ФГОС дошкольного образования (Презентация №1);

- алгоритм деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций (пилотных площадок) по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования (Презентация №2);

- создание модели управления введением ФГОС дошкольного образования на уровне дошкольной образовательной организации (Презентация №3);

- проблемы обновления предметно-развивающей среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Активно прошло обсуждение проекта методических рекомендаций по созданию предметно-пространственной развивающей среды в дошкольных образовательных организациях в условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования (Решение Координационного совета).

          

13 ноября 2013 г. состоится семинар-совещание для руководителей органов управления образованием ЦФО и СЗФО по вопросам реализации программы МРСДО

08.11.2013 20:09

13 ноября в 10:00 в Москве (ул. Тверская д.11, зал Коллегии Минобрнауки РФ) Министерство образования и Науки РФ совместно с ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» проведет семинар-совещание по вопросу реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году (МРСДО).

Цель мероприятия - консолидация усилий по реализации постановления Правительства РФ от 3 июня 2013 г. №459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году».

В рамках пленарного заседания будет озвучено экспертное мнение по вопросам мониторинга мероприятий МРСДО, продемонстрированы примеры лучших практик реализации программы МРСДО в регионах-лидерах. В завершение участники мероприятия смогут обсудить проблемы каждого региона в режиме диалога. 

К участию в семинаре-совещании приглашены руководители органов исполнительной власти регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования; представители компаний-разработчиков программного обеспечения и руководители региональных информационно-телекоммуникационных центров.

Об институте «Информика»:

ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» является подведомственной структурой Министерства Образования и Науки Российской Федерации и первым научно-исследовательским институтом, осуществляющим свою деятельность для обеспечения всестороннего развития и продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России.

Организаторы мероприятия:

Министерство образования и науки РФ совместно с ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика».

          

О проведении конкурса «Детский сад года Мурманской области - 2013»

Мониторинг результативности реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования Мурманской области в 2013

17.09.2013 14:31

Мониторинг результативности реализации мероприятий  по модернизации региональной системы дошкольного образования Мурманской области в 2013 (по состоянию на 11 октября 2013 года)